Правительством РФ 29.09.2018 утверждены "Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года", которые направлены на реализацию положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года". Данные документы определяют цели, основные задачи и приоритеты деятельности Правительства Российской Федерации по осуществлению прорывного научно-технологического и социально-экономического развития. Значимость образования как основного ресурса научно-технологического и социально-экономического развития подтверждается включением в стратегию развития национального проекта «Образование». Нормативным документом, учитывающим произошедшие изменения в качественном и количественном составе профессиональных обязанностей сотрудников образовательных учреждений (использование цифровых 5 образовательных ресурсов, цифрового учебного оборудования, развитие дистанционного и электронного обучения и др.) является профессиональный стандарт педагога.

Что это вообще такое

2010-е годы стали прорывными с точки зрения развития технологий. Ещё в середине нулевых мы только осваивали личные кабинеты на сайтах банков, а сейчас любая онлайн-оплата — это рядовая история. Интернет добавил к нашей обычной жизни ещё и онлайновую, где, казалось бы, работают те же правила, что и офлайне. Но не всегда. Именно они объединяются в пресловутую цифровую грамотность, а проще говоря, умение жить и работать в сети.

Что именно считать столпами цифровой грамотности? Тут есть разные подходы. Например, авторы отчёта Евросоюза «Модель цифровых компетенций для граждан» перечисляют пять областей и 21 компетенцию, которые необходимы всем гражданам.

  • Информационная грамотность. То, как мы ищем информацию, анализируем её и управляем ею. Это касается всего: от самого простого поиска товаров и услуг до чтения новостей. Скажем, среди трёх сайтов с похожими названиями найти единственный официальный интернет-магазин. Или оценить авторитетность источника той или иной новости.
  • Коммуникация и сотрудничество. То, как мы общаемся в интернете, от переписок в мессенджерах до любого рабочего обмена данными. (На всякий случай — голосовые сообщения тоже к этому относятся.)
  • Создание контента. Здесь всё о том, как мы живём в качестве поставщика контента (а почти все мы создаём контент). Знания о том, кому может принадлежать контент, как его можно использовать. Например, каждая фотография может быть объектом авторского права, даже если вы нашли её в поисковике.
  • Безопасность. Это и защита устройств, и понимание того, как передаётся информация, как живут большие данные. Например, почему не стоит оплачивать кредиткой услуги на сомнительном сайте.
  • Решение проблем. А здесь уже об умении заставить все технологии работать на себя. От простой настройки роутера или системы умного дома до создания сайтов, программ и графиков на основе больших данных.

Такую классификацию применяют в 21 стране Евросоюза, включая Францию и Великобританию. Есть и другие. Например, в российском классификаторе НАФИ к основным областям добавлена медиаграмотность — оценка восприятия людьми того, что делают сетевые медиа.

Снова кажется, что это не имеет к вам отношения? Обратимся к статистике: почти четверть россиян проводит платежи через открытый вай-фай. Никогда так не делали? 45% тех, кто ищет в сети какую-либо информацию или новости, не задумывается о том, чтобы сравнить несколько источников и проверить достоверность или ложность найденного.

42% не пытаются даже понять, какую позицию занимает их собеседник в интернете. Действительно — зачем? А больше половины россиян считают, что забота о персональных данных — это не их дело. И, логично, не учат этому детей, потому что это не заложено в системе ценностей как важное и нужное знание. При этом без него двигаться дальше почти невозможно, тем более если нам предстоит вскоре оказаться в мире тотальной цифры.

Не учат этому и в школе. В России нет специальных уроков цифровой грамотности. Такие занятия иногда проводят в рамках федеральных проектов, по инициативе руководства отдельных школ, учителей или крупных IT-компаний. Мы поговорили с педагогами, которые всё-таки учат детей цифровой грамотности, и узнали, что, на их взгляд, нужно рассказывать школьникам о новых технологиях.